Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

О КМНС

Коренные народы в современном мире – это 350 миллионов человек, проживающих в более чем 70 странах и говорящих на 5000 языках. Культуры коренных народов отличаются непреходящей силой взаимосвязи между человеком и природой, неразрывностью традиционного и современного образов жизни, они являются источниками альтернативного мировоззрения, заключающими в себе потенциал для осмысления роли человека в мире. Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствует сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ханты и манси – два родственных народа. Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов «хантэ», «кантах» и «манси». В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами.

Исследователь Севера Западной Сибири Александр Александрович Дунин-Горкавич, побывавший в этих краях, так описывает хантов: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.

Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки».

Иван Григорьевич Остроумов в своём историко-этнографическом очерке 1904 года «Вогулы-манси» даёт вогулам следующую характеристику: «По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный и добродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, что такое, например, обман, кража, тем более убийство».

Для обозначения народов ханты и манси как единого целого в научной литературе утвердился ещё один термин – обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слов: «Югра», «Югория». Так назывались в русских летописях XI-XV веков территории на Полярном Урале и в Западной Сибири, а также её жители.

Языки народов ханты и манси лингвисты относят к угорским (югорским), в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения народов ханты и манси, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таёжных племён и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.

Существует точка зрения, согласно которой предки самодийцев и угров осваивали территорию Западной Сибири с мезолита (6 тысяч лет до н.э.), а в эпоху неолита (4 тысячи лет до н.э.) выделились протосамодийцы и протоугры. Данная хронология относительна, так как в современной науке идут споры относительно идентификации археологических культур с конкретными этносами. Некоторые учёные предполагают существование культурно-исторических общностей, в рамках которых могли проживать предки разных этносов, окончательное выделение которых происходило уже в историческое время.

По данным археологии прослеживаются обширные торговые связи населения Западной Сибири в 1 тысячелетии н.э. Судя по находкам в древних кладах и погребениях, на рубеже эр существовал товарообмен с Китаем, который, вероятно, производился купцами, следовавшими через территорию Западной Сибири. Подобные контакты были и позже: в VII-VIII веках  – со Средней Азией и северо-восточной Персией, в Х веке – с Волжской Булгарией через Урал.

В более поздний период формирования этносов, населяющих Западную Сибирь, можно говорить о межэтническом контактировании. Под этническими контактами подразумевается наличие кровнородственных, брачных связей. Данный процесс подтверждают этнографические данные по материальной и духовной культуре, в частности – материалы по погребальному обряду, одному из наиболее ярких показателей этничности.

Межэтнические связи существовали у обских угров с соседними народами: ненцами, селькупами, коми-зырянами, сибирскими татарами.

Если говорить о характере контактов между коренными народами Западной Сибири и Русским государством, то первоначально они происходили на уровне товарообмена (XIII-XIV века). В XV-XVI веках у народов ханты, манси, селькупов появляются племенные союзы – княжества. У сибирских татар раннефеодальное государственное образование – Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в военных походах. Но после походов Ермака в 80-е годы XVI века, которые являются точкой отсчёта присоединения Западной Сибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскому государству.

Все эти культурно-исторические и этнические процессы несомненно повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры народов ханты и манси.

Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге – скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д. Одежда народов ханты и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.

В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа.